МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Методические рекомендации для классных руководителей по работе с родителями.
Школа как образовательное учреждение – это один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Классному руководителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика. Влияние семьи и ближайшего окружение на развитие и становление ребенка велико. Ведь в семье с раннего детства в ребенке закладываются нравственные ценности, ориентиры, которые во многом определяют его дальнейшую жизнь. Для гармоничного развития ребенка важное значение имеет наличие партнерских отношений семьи и школы.
Большую роль в этом играет классный руководитель, его позиция, его умение грамотно выстраивать взаимодействие с родителями своих учеников.
Однако не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо проявить терпение в поиске ре-шения этой проблемы. При этом недопустимо проявления авторитаризма, назидания.
Одним из важнейших способов-инструментов взаимодействия классного руководителя и родителей является родительское собрание.
Мероприятие – РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ должно быть тщательно продумано и спланировано.
По форме проведения родительские собрания бывают:
• Родительское собрание вместе с учащимися.
• Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
• Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
• Родительское собрание мужчин.
• Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
• Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
• Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.
Алгоритм подготовки родительского собрания:
- Выбрав тему и форму проведения родительского собрания, необходимо учитывать:
- возрастные особенности детей;
- преобладание типов семей;
- уровень образованности и заинтересованности родителей;
- проблемы классного коллектива.
- объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
- запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
- приглашение родителей и других его участников;
- привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
- оформление и оборудование места проведения собрания.
Рекомендации: родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Оно должно носить как теоретический, так и практический характер - разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
Примерная структура родительского собрания.
• Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1, 5 часа.
• Вступительное слово классного руководителя (представление гостей). – 5 мин.
• Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем, чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 мин.
• Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 мин.
• Обсуждение проблемы родителями. - 20 мин.
• Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
• Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно - благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
• Анализ развития детей за определенный период:
• личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик) ;
• учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы) .
• Внеурочная проблема:
• выделяем существующую (возникшую) проблему;
• определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон) ;
• определяем участников разрешениям данной проблемы и распределяем ответственность между ними.
• Учебная проблема:
• выделяется характер затруднений детей при освоении учебной программы;
• анализируются причины затруднений;
• идет совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;
• даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т. д.) ;
• лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально!
• Принятие решения собрания.
• Индивидуальные консультации с родителями.
• В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении для выявления причин и совместного их устранения
Правила проведения родительских собраний.
• Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.
• Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, то либо они не любят своих детей, либо им не нравится форма и содержания проводимых собраний.
• Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители вместе с классным руководителем.
• У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много по- хорошему принимают участие в жизни класса.
• Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя – предметники.
• Родительское собрание – монолог классного руководителя - наименее удачная форма его проведения.
• Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни были взволнованы и шумны дебаты, однако после окончания собрания, все, о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми, или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.
Секреты успешного проведения родительского собрания
ВАЖНО!
• Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
• Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь.
• Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
• Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.
• Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят кругом и слушают) .
Семь правил успешного проведения родительского собрания
1. Уважайте! 5. Учитесь!
2. Помогайте! 6. Спрашивайте!
3. Объясняйте! 7. Благодарите!
4. Доверяйте!
Памятка «Правила взаимодействия классного руководителя с родителями»
• Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
• Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание
• Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
• Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
• Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.
• Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, что бы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
В качестве раздаточного материала:
Педагогам и родителям на заметку.
1. ЕСЛИ
Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
Ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
2. Не думайте, что Вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни… (А. Макаренко)
3. Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. (Л. Толстой)